Warning: Undefined array key "path" in /sites/granirazvitiya.rf/wp-content/plugins/wpforms/wpforms.php on line 40
Эдвайзинг – Грани Развития

Когда предпринимателю не удается решить какую-то проблему, лучший выход — попросить совета у более опытного человека, который уже набил все шишки и может предостеречь вас от них. Такой специалист называется эдвайзер.

Эдвайзер (от англ. «advisor» — советник) — это человек, у которого есть опыт ведения бизнеса. Он помогает предпринимателю решать задачи, с которыми тот не справляется, и достигать результатов, к которым у того не получается прийти самостоятельно. 

Эдвайзер выступает в качестве консультанта по стратегическим вопросам: например, как повысить чек на продукцию или выйти на новый рынок. В зависимости от масштаба, у бизнеса вполне может быть несколько эдвайзеров: можно привлечь одновременно узкого специалиста по конкретной теме (например, по разработке нового продукта) и человека с более широким взглядом на бизнес, который поможет найти слабые места и точки роста.

Помогать бизнесу советами могут разные специалисты. Например, бизнес-трекер может больше фокусироваться именно на росте компании, а консультант, в отличие от эдвайзера, привлекается чаще на разовые проекты и точечную помощь.

Как понять, что вашему бизнесу нужен эдвайзер

Может показаться, что эдвайзер нужен только тогда, когда компания уже столкнулась с серьезными проблемами, но на самом деле это не так.

«Как понять, что компании нужен эдвайзер? Например, у нее есть сложные вопросы или проблемы, которые требуют глубокой экспертизы, или компания сталкивается с затруднениями при внедрении новых процессов или технологий. Бывают также ситуации, когда компании нужен внешний взгляд на деятельность или доступ к определенной сети контактов или ресурсам»

Вот еще пример: допустим, предприниматель открывает стартап и пытается разобраться, как подобрать команду и как с самого начала организовать работу правильно. В этом случае имеет смысл обратиться к человеку, который уже вырастил несколько стартапов. 

Или другой пример: компании предстоит сделать важный шаг — масштабироваться, выйти на новый рынок, создать новый продукт. Риск совершить ошибку и пойти в неверном направлении велик, а цена ошибки высока. И в этой ситуации эдвайзер сможет поделиться своим опытом и сэкономить вам самый драгоценный ресурс — время.

Хороший эдвайзер способен не просто решить поставленную перед ним задачу, но и посмотреть на бизнес свежим взглядом: его профессиональный опыт и кругозор вполне позволит найти точки роста бизнеса и выявить слабые места, которые предприниматель может не замечать много лет.

Как найти такого специалиста

Знания в бизнесе. Важно, чтобы эдвайзер хорошо разбирался не только в отрасли, с которой ему предстоит работать, но и в бизнес-процессах: знал, как устроен бизнес, разбирался в организационной структуре и операционке.

Кейсы. Обращайте внимание на реальные результаты, которые эдвайзер уже смог получить. Не стесняйтесь задавать ему вопросы: каких изменений добились его клиенты, достигли ли они своих целей с его помощью? Лучше всего, если у него уже был опыт решения задач, похожих на ваши: например, если ваша компания столкнулась с убытками в кризис, вам наверняка будет интересен человек, который уже поднял пару бизнесов, например, во время пандемии

Soft skills. Играет роль не только опыт, но и навыки коммуникации, аналитические способности. Это важно потому, что предложенное эдвайзером решение может оказаться неочевидным и даже поначалу встретить сопротивление у предпринимателя. И тогда все будет зависеть от умения эдвайзера доносить до собеседника свою точку зрения.

Разберемся теперь, как выстроить сотрудничество, чтобы оно принесло выгоду.

Как работать с эдвайзером, чтобы получить максимальный результат

Чтобы выстроить работу с эдвайзером грамотно и эффективно, важно провести подготовительную работу еще до начала непосредственного сотрудничества.

1. Обсудите условия сотрудничества.

Речь идет не только о формате взаимодействия, но и об оплате услуг эдвайзера: она может быть фиксированной или почасовой. Второй вариант используется чаще: он более прозрачный (оплачиваются только фактически проведенные консультации), а при необходимости такой договор легче расторгнуть. 

Есть и еще один вариант — предложить эдвайзеру опцион, то есть право в будущем выкупить небольшую (порядка 0,5–1%) долю в вашей компании по фиксированной цене. В этом случае эдвайзер будет максимально мотивирован на результат, то есть рост стоимости компании.

2. Сформулируйте задачу.

На старте работы важно правильно поставить задачу: поясните, что именно вы хотите получить от сотрудничества, зафиксируйте все договоренности письменно. Опишите проблему как можно более подробно — это сэкономит время эдвайзера, а значит, и ваши деньги.

3. Погрузите эдвайзера в ваш бизнес.

Время, которое эдвайзер может уделить вашей компании, как правило, ограничено. Он не будет вовлечен в рабочие процессы в режиме 24/7. Вот почему важно с самого начала помочь ему с организационными вопросами, подготовить нужные материалы или аналитику, познакомить с сотрудниками, у которых можно что-то уточнить. Стоит продумать заранее, готовы ли вы дать ему полный доступ к информации, и при необходимости подписать NDA. 

Вот о чем еще важно помнить.

Не ждите моментальных результатов: на достижение целей могут уйти месяцы. Ведь за пару недель даже самый крутой профессионал просто не успеет погрузиться в ваш бизнес и увидеть полную картину.

Ответственность за результат лежит не на эдвайзере, а на вас: он отвечает за идею, вы — за ее воплощение и принятие решений.

Будьте проактивными: сами инициируйте встречи или созвоны с эдвайзером, запрашивайте промежуточные результаты, уточняйте все непонятные вам детали.

Резюме

Если вы сомневаетесь в том, что выбрали правильный курс развития бизнеса, или не знаете, как выйти на новый уровень, помощь эдвайзера может стать бесценной. Найдите человека с релевантным опытом и аналитическими способностями, заинтересуйте его своей задачей, организуйте процесс сотрудничества с учетом особенностей вашей компании. И хотя сотрудничество с эдвайзером пока не стало распространенной практикой в России, такое взаимодействие способно принести бизнесу большую пользу. 

Александр Кузнецов, основатель бизнес сообщества «ГРАНИ РАЗВИТИЯ»